О форсунках DENSO

О форсунках DENSO

Сегодня из всех систем топливоподачи, монтируемых на дизельные двигатели, самая совершенная и современная – это система с непосредственным впрыском топлива Common Rail, в т. ч. от компании DENSO. 

Что это – непосредственный впрыск?

Его общая особенность – наличие топливной рампы, объединяющая все форсунки. Для регулировки давления имеется отдельный канал управления. Моментом старта впрыска и дозировкой горючего в каждый цилиндр по отдельности управляют при помощи других каналов.   

В результате переход двигателя от режима к режиму отличается простотой управления, гибкостью, широким диапазоном и оптимальностью использования его возможностей. При этом мотор становится более экономичным, экологичным по выхлопным газам, надежным, долговечным и менее шумным.

В систему Common Rail входит:

  • топливный насос высокого давления (ТНВД);
  • регулятор давления (или контрольный клапан);
  • дозировочный клапан;
  • топливная рампа;
  • форсунки.

На каждый цилиндр предусмотрен свой инжектор. Топливо впрыскивается прямо в объем камеры сгорания, поэтому устройство форсунки DENSO по качеству должно быть высоким, т. к. распылителю приходиться работать в условиях высокой температуры и давления. Только точность сборки и неизменные характеристики при использовании могут обеспечить штатную работу топливоподачи.

Принцип работы инжекторов и конструкция делит их на:

  • механические;
  • электрогидравлические;
  • электромагнитные;
  • пьезоэлектрические.

Устройство форсунок

Устройство форсунок DENSO различных типов подобны. Основные узлы представлены распылителем топлива с иглой, контрольным соплом, которым контролируется уровень впрыска, управляющим поршнем и двухходовым соленоидом(TWV).

Ресурс распылителя, штока и клапана при штатных эксплуатационных условиях составляет по пробегу 185 ± 15 тысяч км. Поскольку иглу с седлом (шток с распылителем) восстановить нельзя, они заменяются на новые узлы.  

Отказ соленоида чаще связан с ошибками в обслуживании. Так, проверяя форсунку, напряжение на нее подается непосредственно, не используя ограничивающий ток резистор. При изношенном распылителе затрудняется пуск и наблюдается неустойчивость в работе. Износ штока ведет к увеличению слива по обратке и появлению негерметичности.

Ускоренный износ способствует сокращению ресурса форсунок, когда:

  • топливо содержит взвешенные абразивные частицы;
  • в горючем присутствует влага;
  • топливный фильтр забит или давно не менялся;
  • фильтр установлен неправильно;
  • топливные присадки некачественные или не те;
  • моторное масло попадает в горючее.

Разборка

Эта операция предшествует чистке форсунки или замене изношенных деталей. Для этого ее зажимают в тисках и откручивают верхнюю гайку. После снятия разъема, наступает очередь соленоида, пружины и двух шайб. Достается трех-лепестковый подпружиненный запорный анкер клапана. Чтобы продолжить верхнюю разборку, требуется специальное приспособление, имеющее три выступа. С его помощью можно выкрутить корпус клапана.

Ни одна форсунка не работает без распылителя, который снимается накидным ключом на 14. Из него нужно извлечь запорную иглу. DENSO наносит маркировку на распылитель в виде гравировки на его «носик» и повторяет QR-кодом.

Сборку выполняют в обратной последовательности. Форсунка, не подлежащая немедленной установке, консервируется для предотвращения окисления. Ведь если на этом прецизионном узле появится ржавчина, то он уже не будет пригоден для работы.

Для этого до сборки части смазываются, полости заполняются маслом, собранный узел обматывается промасленной бумагой и для хранения выбирается сухое место. Это обеспечит сохранность узла надолго.

Как чистят форсунки

При появлении признаков неисправности и загрязнения форсунки чистятся. Причем в отношении клапана не потребуется демонтаж, особенно когда запорную ответную часть уже сняли. Обнаруженные каверны удаляются зачисткой и полировкой посредством мягкой наждачки смежных зон, окружающих пару анкер-корпус клапана. 

Поверхность деталей из металла протирают салфеткой, смоченной в очистителе. Распылители и корпуса форсунок несколько раз проливают и продувают. Еще вариант очистки – выдержать ряд часов все детали в растворителе или очистителе. Затем их протирают и сушат. С помощью лупы осматривают состояние кончика штока, где он образует посадку с запорным седлом распылителя. Если есть выработка, то это уже не устранить. Требуется заменить пару шток-распылитель.

Если нарушен конус распыла или низкая производительность, то возможно восстановление исходных данных с помощью чистки, как альтернативы ремонту или замене. Рабочая форсунка с отклонениями может быть промыта очистителем, который под давлением пропускают через нее, растворяя и вымывая загрязнения.

Устройство форсунки DENSO таково, что эффективней использовать ультразвуковую очистку. Для этого они помещаются в емкость с очистителем, и через него пропускаются ультразвуковые колебания. Кавитация сопровождается генерированием мельчайших пузырьков, которые лопаясь, разрушают наслоения. Происходит очистка форсунок. Затем они тщательно промываются и сушатся.

Ремонт

Лучший выход, когда изношенная форсунка заменяется новой, но это дорого. Для качественного ремонта и восстановления не обойтись без специального оборудования и профессионалов. Но это все равно дешевле. 

При ремонте проводится стендовая проверка, разборка, очистка, отбраковка частей, замена негодных (в отношении штока и распылителя обязательно). Также устанавливаются новые уплотнительные кольца. 

Сборка завершается кодированием, т. е. определяются данные конкретного изделия, чтобы ввести их в ЭБУ авто. На первом поколении форсунок DENSO зазоры регулировались механически, вторые уже оснащались дополнительными корректирующими резисторами.

На сегодняшних форсунках давление открытия может регулироваться с помощью механических шайб, но в основном кодом компенсации для корректировки разброса параметров при изготовлении. 

Код связывает для конкретного изделия продолжительность и конфигурацию импульса с напором горючего для получения наилучшей расходной характеристики. Эту информацию заносят в ЭБУ авто во время установки форсунки на мотор.

Первый код определяется на заводе и наносится на инжектор. После ремонта код рассчитывается снова. Его можно установить только в условиях авторизованного сервиса, оборудованного определенными моделями стендов, дооснащенных аппаратурой DENSO.

При притирке иглы к седлу выбирается уплотненный поверхностный металлический слой. Несмотря на хорошие стендовые показатели, такое восстановление резко сокращает ресурс и бессимптомно ведет к разгерметизации.

В системах с непосредственным впрыском форсункам отводится важная роль, поэтому уход за ними в процессе обслуживания и применения должен быть тщательным. Важно следить за качеством топлива, иначе ресурс будет коротким, а восстановление возможно только в условиях авторизованного сервиса.

В автосервисе Дизель-Моторс есть все условия для качественной диагностики, очистки, ремонта и замены форсунок DENSO быстро и недорого.

Санкт-Петербург,
дорога на Турухтанные острова,
д. 12

dieselmotors-spb@mail.ru